22 июля 2021 года
В городе Саранске проведены публичные обсуждения результатов правоприменительной практики Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области
21 июля 2021 года в городе Саранске в рамках реализации
приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» состоялись
публичные обсуждения результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению
обязательных требований Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской
области (далее – Управление) за 1 полугодие 2021 года в формате видео-конференц-связи.
Мероприятие прошло под председательством заместителя руководителя Управления Н.А.
Давыдова.
В работе
публичных обсуждений приняли участие Уполномоченный по защите прав предпринимателей
в Республике Мордовия Е.М. Юрченкова, заместитель Министра сельского хозяйства и
продовольствия Республики Мордовия О.М. Литяйкин, а также представители Прокуратуры
Республики Мордовия, Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия, Управления
Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области
и Республике Мордовия, Республиканской Ветеринарной службы Республики Мордовия,
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
по Республике Мордовия, Управления ФСИН России по Республике Мордовия, филиала ФГБУ
«Россельхозцентр» по Республике Мордовия, малого, среднего и крупного бизнеса, заинтересованные
в прямом диалоге, органов местного самоуправления, сотрудники территориального управления
Россельхознадзора.
Открывая публичные обсуждения, Н.А. Давыдов отметил,
что с 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный
закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле
(надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – 248-ФЗ),
которым установлена новая система государственного и муниципального контроля и порядок
проведения контрольных (надзорных) мероприятий. Цель
закона – устранение недостатков действующих норм, регулирующих сферу проверок, а
также снижение административной нагрузки на бизнес.
Также Николай
Алексеевич отметил, что деятельность Управления Россельхознадзора регламентируется
следующими положениями о видах контроля:
- Постановление
Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1097 «О федеральном государственном ветеринарном
контроле (надзоре)»;
- Постановление Правительства РФ от 29 июня 2021 г. № 1049 «О федеральном
государственном контроле (надзоре) в сфере обращения лекарственных средств»;
- Постановление Правительства РФ от 30 июня 2021
г. № 1081 «О федеральном
государственном
земельном
контроле
(надзоре)»;
- Постановление
Правительства РФ от 25 июня 2021 г. № 995 «Об утверждении Положения о федеральном
государственном
карантинном
фитосанитарном
контроле
(надзоре)»;
- Постановление Правительства РФ от 25 июня
2021 г. № 994 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре)
в области семеноводства
в отношении семян сельскохозяйственных растений»;
- Постановление
Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1079 «О федеральном государственном контроле
(надзоре) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов переработки
зерна»;
- Постановление Правительства РФ от 30 июня
2021 г. № 1067 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле
(надзоре) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами».
Далее слово
было предоставлено Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Республике
Мордовия Е.М. Юрченковой. Она выступила с докладом на тему «Индекс административного
давления на бизнес». В своем докладе Е.М. Юрченкова особое внимание уделила профилактике
нарушений.
Далее выступила
начальник отдела организационно-правовой, кадровой работы и делопроизводства А.Е.
Сиротина, ее доклад был посвящен федеральному закону
248-ФЗ.
Под государственным контролем (надзором), муниципальным
контролем в Российской Федерации понимается деятельность контрольных (надзорных)
органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных
требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики
нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями
обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством
Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований,
устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего
до возникновения таких нарушений.
Предметом государственного контроля (надзора),
муниципального контроля является:
1) соблюдение контролируемыми лицами обязательных
требований, установленных нормативными правовыми актами;
2) соблюдение (реализация) требований, содержащихся
в разрешительных документах;
3) соблюдение требований документов, исполнение
которых является необходимым в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) исполнение решений, принимаемых по результатам
контрольных (надзорных) мероприятий.
Объектами государственного контроля (надзора),
муниципального контроля является:
1) деятельность, действия (бездействие) граждан
и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том
числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия
(бездействие); действия (бездействие);
2) результаты деятельности граждан и организаций,
в том числе продукция (товары), работы и услуги, к которым предъявляются обязательные
требования;
3) здания, помещения, сооружения, линейные объекты,
территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства,
предметы, материалы, транспортные средства и другие объекты, которыми граждане и
организации владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются обязательные требования
(далее - производственные объекты).
Затем, согласно плану проведения публичных обсуждений,
с докладом по правоприменительной практике и с руководством по соблюдению обязательных
требований выступил начальник отдела государственного ветеринарного надзора по Республике
Мордовия Чумарин Р.К.
В отчетном
периоде в сфере государственного ветеринарного надзора проведено 289 контрольно-надзорных
мероприятий, при этом выявлено 311 нарушений, составлено 228 протоколов, выдано
94 предписания, вынесено 240 постановлений.
В рамках
реализации поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации
В.В. Абрамченко и приказа Россельхознадзора от 01.02.2021 г. № 93 «О проведении
проверок» проведено 10 внеплановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей, осуществляющих деятельность по содержанию, разведению и убою птицы,
хранению, производству и реализации мяса птицы и продуктов его переработки. По выявленных
нарушениям выдано 10 предписаний, составлено 25 протоколов.
В целях
исполнения поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации
В.В. Абрамченко и приказа Россельхознадзора от 01.02.2021 г. № 94 «О проведении
проверок» проведено 56 внеплановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей, осуществляющих деятельность по содержанию, разведению и убою свиней,
хранению, производству и реализации свинины и продуктов её переработки, а также
внеплановых проверок свиноводческих хозяйств, организаций, осуществляющих убой свиней,
переработку и хранение продукции свиноводства, отнесённых к III и IV компартментам,
на предмет выполнения критериев компартментализации. По выявленных нарушениям выдано
46 предписаний, составлено 55 протоколов.
В рамках
мероприятий по недопущению заноса и распространения вируса АЧС проведено 92 проверки
в отношении хозяйствующих субъектов. В ходе проверок по выявленным нарушениям выдано
48 предписаний, составлено 55 протоколов.
За указанный
период отобрано в ФГБУ «ЦНМВЛ», ФГБУ «ВГНКИ», ФГБУ «ВНИИЗЖ» для проведения лабораторных
исследований 4437 проб. Их них отобрано: 4134 пробы биологического материала от
животных, птицы, пчел, при исследовании которых получено 116 положительных результатов;
303 пробы животноводческой продукции, при проведении исследований получено 46 положительных
результатов.
По всем
случаям выявления нарушений действующих норм законодательства информация направлена
производителям пищевой продукции, в Республиканскую ветеринарную службу, в Комиссию
по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Республике Мордовия.
По выявленным положительным результатам, проведено 7 внеплановых проверок, согласованных
с Прокуратурой Республики Мордовия. Составлено 10 протоколов, выдано 7 предписаний.
Производителям
выдано 14 предписаний о прекращении действия деклараций о соответствии. Прекращены
действия 30 деклараций о соответствии.
С начала
текущего года мониторинговой группой Управления выявлено 609 нарушений. За нарушение
ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных
документов заблокировано 11 уполномоченных лиц. Аннулирована регистрация 1 лица.
Направлено 72 предупреждения о возможной блокировке уполномоченных лиц, допустивших
нарушения. Направлено 12 писем в Республиканскую ветеринарную службу о необходимости
принятия мер в связи с нарушениями, допущенными государственными ветеринарными врачами.
Также Чумарин
Р.К. подчеркнул важность ознакомления с новыми нормативно-правовыми актами.
С 1 марта
2021 года вступил в силу приказ Минсельхоза России от 25.11.2020 года № 705 «Об
утверждении Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических,
ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений,
направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов бешенства», приказ
Минсельхоза России от 08.09.2020 года № 534 «Об утверждении Ветеринарных правил
осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий,
установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение
распространения и ликвидацию очагов туберкулеза»,
Приказ Министерства
сельского хозяйства РФ от 8 сентября 2020 г. N 533 "Об утверждении Ветеринарных
правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий,
установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение
распространения и ликвидацию очагов бруцеллеза (включая инфекционный эпидидимит
баранов)".
С 29 июня 2021 года вступил в законную силу федеральный
закон от 30 декабря 2020 г. № 490-ФЗ «О пчеловодстве в Российской Федерации». Закон
устанавливает основные задачи и направления развития пчеловодства; права союзов
(ассоциаций) пчеловодческих хозяйств; меры поддержки (включая содействие созданию
сбытовых (торговых), перерабатывающих, обслуживающих, потребительских и иных с/х
кооперативов); полномочия органов власти в данной сфере. Отдельные нормы посвящены
предупреждению и ликвидации болезней пчел, предотвращению отравления пчел пестицидами
и агрохимикатами, сохранению племенной продукции пчеловодства.
Далее с докладом выступил начальник отдела государственного ветеринарного
надзора на Государственной границе Российской Федерации и транспорте по Республике
Мордовия С.И. Морозов.
В рамках
осуществления контроля за перемещением (перевозками) подконтрольных товаров, контроля за обращением лекарственных средств для ветеринарного
применения, лицензионного контроля и лицензирования фармацевтической деятельности
на территории Республики Мордовия проведено 953 контрольно-надзорных мероприятия,
из них 7 плановых проверок, 8 внеплановых проверок, 1 рейдовое мероприятие,
43 обследования хозяйствующих субъектов на предмет соответствия требованиям стран-импортёров
и ввоза подконтрольных товаров, произведён досмотр 894 партий подконтрольных грузов.
По результатам проведения контрольно-надзорных
мероприятий выявлено 48 нарушений, составлено 12 протоколов, выдано 6 предписаний,
наложено штрафных санкций на сумму 30,5 тыс. рублей.
Рассмотрены 4 заявления на предоставление и переоформление лицензий на осуществление фармацевтической
деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения.
По результатам их рассмотрения первично предоставлены 2 лицензии (обе лицензии
– по Пензенской области), переоформлены
2 лицензии (обе лицензии – по Пензенской области).
В сфере
осуществления контроля за соблюдением лицензионных требований и контроля за обращением
лекарственных средств для ветеринарного применения проведены 14 проверок.
По
результатам проведения контрольно-надзорных мероприятий выявлены 45 нарушений, выданы
6 предписаний, оформлены 9 протоколов, наложено штрафов на общую сумму 30,0 тыс.
рублей, вынесено 1 предупреждение.
Проведены 43 обследования поднадзорных хозяйствующих
субъектов республики, в том числе 42 обследования предприятий на предмет соответствия
ветеринарно-санитарным требованиям третьих стран с целью получения права на экспорт
продукции в зарубежные страны и страны Евразийского экономического союза, 1 обследование
предприятия – на получение разрешения на ввоз подконтрольных товаров из иностранного
государства.
С.И. Морозов отметил, что с 11 апреля 2021 года
вступил в силу приказ Россельхознадзора
от 28 декабря 2020 г. № 1406 «Об утверждении Административного регламента Федеральной
службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору предоставления государственной
услуги по лицензированию фармацевтической деятельности, осуществляемой в сфере обращения
лекарственных средств для ветеринарного применения».
В 1 полугодии 2021 года специалистами отдела установлено,
что одним из основных нарушений производителями сельскохозяйственной продукции Республики
Мордовия (предприятиями – экспортёрами) является выпуск в обращение продукции животного
происхождения, содержащего в своём составе лекарственные препараты с превышениями
допустимых уровней их содержания.
В соответствии с указанием от 08.04.2021 года №ФС-КС-7/9912
Россельхознадзор информирует участников внешнеэкономической деятельности о том,
что в связи с вступлением в силу с 21.04.2021 года Регламента ЕС от 15.03.2017 года
№ 2017/625 ветеринарные требования, применяемые к композитной продукции, больше
не будут зависеть от процентного соотношения ингредиентов животного происхождения.
Указанным регламентом определено, что сырьё, из
которого изготовлены переработанные продукты животного происхождения, включённые
в состав композитного продукта (стабильного или не стабильного при хранении), должно
происходить с одобренных Европейской комиссией предприятий и из страны, уполномоченной
экспортировать такие переработанные продукты в ЕС.
Регламентом установлена соответствующая форма ветеринарного
сертификата для ввоза животноводческих грузов на территорию ЕС.
С докладом по правоприменительной практике и с
руководством по соблюдению обязательных требований в области государственного земельного
надзора выступил начальник отдела государственного земельного надзора по Республике
Мордовия И.Г. Биушкин. В рамках исполнения полномочий в сфере осуществления государственного
земельного надзора проведено 287 контрольно-надзорных
мероприятий, выявлено 82 нарушения, составлено 86 протоколов, выдано 46 предписаний.
Вынесено 44 постановления. Мировым судьям передано на рассмотрение 25 административных
дел. За 6 месяцев 2021 года отобрана 91 почвенная проба на площади 959,38 га, из
них 41 образец на проведение исследований агрохимических показателей почвы, 30 образцов
- химико-токсикологических показателей и 20 образцов - санитарно-бактериологических
и санитарно-паразитологических показателей. По результатам лабораторных исследований
в 10 образцах установлено снижение агрохимических показателей почвы, в 8 – микробиологических.
С целью
применения мер экономического стимулирования землепользователей в соответствии с
положениями Налогового кодекса РФ в 1 полугодии 2021 года в налоговые органы была
направлена информация о 52 земельных участках сельскохозяйственного назначения,
неиспользуемых для сельскохозяйственного производства. Общая площадь нарушения на
этих участках составила 1411,15 га.
За 6 месяцев
2021 года выявлено 54 нарушения земельного законодательства, выразившихся в невыполнении
мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв в части допущения зарастания.
Зарастание выявлено на площади 1,438 тыс. га. По результатам проверок в отношении
правообладателей указанных участков составлены протоколы, назначены административные
наказания в виде штрафа. Также выданы предписания об устранении выявленного правонарушения.
Биушкин
И.Г. также уделил внимание новому законодательству.
22 июня 2021 года вступил в силу Федеральный закону
от 11 июня 2021 г. № 209-ФЗ от "О внесении изменений в статью 78 Земельного
кодекса Российской Федерации и статью 114 Лесного кодекса Российской Федерации".
Согласно данному закону пункт 4 ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации излагается
в следующей редакции: "земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения,
расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных
пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с нуждами сельского хозяйства
и сельскохозяйственным производством, за исключением строительства, реконструкции
и эксплуатации линейных объектов в соответствии с пунктом 2 настоящий статьи и осуществления
деятельности, предусмотренной пунктом 3 настоящей статьи".
01 мая 2021
года вступило в законную силу Постановление Правительства Российской Федерации от
05 марта 2021 г. № 325 "Об утверждении Положения о формировании планов проведения
почвенных, геоботанических и других обследований земель сельскохозяйственного назначения,
а также проведении таких обследований". Настоящее Положение устанавливает порядок
формирования планов проведения федеральными государственными бюджетными учреждениями,
подведомственными Министерству сельского хозяйства Российской Федерации почвенных,
геоботанических и других обследований земель сельскохозяйственного назначения, периодичность
обследований, а также порядок и объем их проведения.
Обследования
проводятся для государственного учета показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного
назначения в рамках осуществления мониторинга плодородия земель сельскохозяйственного
назначения в целях выявления изменений количественных и качественных показателей
состояния плодородия почв, а также загрязнения, развития негативных процессов в
почвах, распространения вредителей, болезней и сорных растений сельскохозяйственных
культур.
03 июня
2021 года вступило в законную силу Постановление Правительства РФ от 24 мая 2021
г. № 783 "О требованиях к содержанию плана проведения мероприятий по воспроизводству
плодородия земель сельскохозяйственного назначения и порядке его составления". Вышеуказанным документом
утверждены требования к содержанию плана проведения мероприятий по воспроизводству
плодородия земель сельскохозяйственного назначения и правила составления такого
плана.
Начальник отдела надзора в области карантина растений,
качества и безопасности зерна и семеноводства по Республике Мордовия А.С. Белебезьев
выступил с докладом по правоприменительной практике и с руководством по соблюдению
обязательных требований в области карантина растений, качества и безопасности зерна
и семеноводства.
В рамках
исполнения полномочий в области карантина растений проведено 48 контрольно-надзорных
мероприятий. Выявлено 35 нарушений, составлено 36 протоколов, выдано 22 предписания,
наложено штрафных санкций на сумму 23,4 тыс. рублей.
Инспекторами отдела отобрано 2442 пробы.
В 99 пробах обнаружены карантинные объекты. Собственникам зараженной растительной
продукции были выданы предписания о переработке ее способами, лишающими карантинные
сорные растения жизнеспособности на специализированном предприятии, либо очистке
подкарантинной продукции.
В сфере
качества и безопасности зерна и продуктов его переработки проведено 53 контрольно-надзорных
мероприятия, выявлено 22 нарушения, составлено 8 протоколов, выдано 5 предписаний,
сумма наложенных штрафов составила 240 тыс. рублей.
Выдано предписание
об отмене 3 оформленных деклараций о соответствии на зерно, за недостоверное и не
полное декларирование, 4 декларации отменены заявителем после получения предостережений.
В сфере
семеноводства сельскохозяйственных растений проведено 61 контрольно-надзорное мероприятие,
выявлено 74 нарушения, выдано 5 предписаний, составлено 70 протоколов. Сумма наложенных
штрафных санкций составила 30,5 тыс. рублей.
Также А.С. Белебезьев отметил, что Постановлением
Правительства РФ от 29 августа 2020 г. №1304 «Об утверждении Положения о государственном
карантинном фитосанитарном контроле (надзоре)» утверждены критерии отнесения объектов
государственного карантинного фитосанитарного контроля к категориям риска. Всего
выделены 3 категории риска: средний, умеренный и низкий. В зависимости от категории,
плановые проверки в сфере карантина растений для хозяйствующих субъектов средней
категории риска проводятся 1 раз в 4 года, умеренной категории - не чаще одного
раза в 5 лет, в отношении хозяйствующих субъектов низкой категории риска плановые
проверки не проводятся.
Кроме того, начальник отдела сделал обзор законодательства,
касающийся деятельности отдела.
С 1 января 2021 года вступил в силу
Приказ Минсельхоза РФ от 30 июля 2020 г. № 432
«Об утверждении перечня подкарантинной продукции, на которую выдается карантинный
сертификат», из которого исключены сушеные фрукты, крупа и мука, расфасованные в
потребительскую тару, чай и пряности, расфасованные в потребительскую упаковку,
новый порядок реализации и транспортировки партий семян сельскохозяйственных растений,
утвержденный приказом Минсельхоза от 31 июля 2020 года № 443, приказ Министерства
экономического развития РФ от 31 июля 2020 года № 478 «Об утверждении Порядка регистрации
деклараций о соответствии и Порядка формирования и ведения единого реестра зарегистрированных
деклараций о соответствии, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений».
Затем сотрудники
Управления подробно ответили на вопросы, полученные в электронном виде посредством
специального сервиса, размещенного на официальном сайте Управления.
Подводя итоги публичных обсуждений, Н.А. Давыдов
поблагодарил всех присутствующих за активное участие в мероприятии, призвал к открытому
и тесному сотрудничеству, пригласил всех для участия в очередных публичных обсуждениях.
После завершения
мероприятия, присутствующим было предложено пройти анкетирование на сайте ведомства.
Материалы
публичных обсуждений, итоги анкетирования участников и ответы на поступившие вопросы
будут размещены на сайте Управления в разделе «Публичные обсуждения». |